
SaaS или On-premises: что выбрать для бизнеса

Начать работу с коммуникациями (электронная почта, мессенджер, ВКС, совместная работа) можно в двух вариантах: подключить все необходимые сервисы в облаке (SaaS) или на собственном сервере (On-premises software).
Рассказываем, чем отличаются две модели поставки программного обеспечения, какой вариант подойдет для вашего бизнеса и на что обращать внимание при выборе коммуникационных сервисов.
Программное обеспечение SaaS — что это такое
SaaS (Software as a Service) — это модель распространения программного обеспечения (ПО), при которой все приложения и данные хранятся на серверах вендора (разработчика или поставщика-партнера). Он организует стабильную работу необходимой инфраструктуры: центров обработки данных и вспомогательного ПО.
Компания ежемесячно, ежеквартально или ежегодно (иногда доступен режим использования «по требованию», или pay-as-you-go) вносит абонентскую плату за подписку и получает доступ к функциям облачного сервиса через браузер — без установки программ на ПК и закупки серверного оборудования.
Визуальная схема работы облачной архитектуры
Что получает компания, выбирая облачную модель:
- Сервис, который сразу готов к работе. Бизнес не тратит деньги на покупку дополнительного оборудования, время на его установку и настройку — достаточно регистрации на SaaS-платформе.
- Круглосуточный доступ к ПО из любой точки. За отказоустойчивость и работоспособность сервиса отвечает вендор, который предоставляет SaaS-услуги. От заказчика нужно только стабильное интернет-соединение.
- Четкое планирование бюджета. Затраты на модель SaaS предсказуемы, их можно внести в операционный бюджет, не поднимая вопрос дополнительного финансирования проектов.
- Обновление сервисов без остановки рабочих процессов. Вендор внедряет новые функции и переводит ПО на новую версию, не мешая работе пользователей.
- Простое масштабирование. Если компания наращивает мощности, ей достаточно оплатить дополнительные лицензии, о ресурсах позаботится вендор.
Преимущества и недостатки SaaS-продуктов
Кому подойдет SaaS-решение
Чаще всего SaaS-технологии выбирают компании с небольшим ИТ-штатом. Также облачное решение подходит для бизнеса, которому не нужна глубокая настройка ПО, а офисы или филиалы расположены в разных городах или странах.
✅ Средний бизнес использует SaaS-разработки, чтобы оптимизировать затраты на ИТ, получить постоянную синхронизацию данных и сфокусироваться на основных процессах компании.
✅ Крупные корпорации выбирают SaaS-системы, чтобы обеспечить бесперебойную работу сотрудников из разных географических точек и часовых поясов. Облачная архитектура позволяет работать с инструментом с любого устройства: от компьютера до смартфона.
On-premises — что это такое
On-premises — это локальное решение, которое размещается в инфраструктуре компании и обслуживается самостоятельно. Для работы с ПО нужна установка и настройка системы, интеграция его в существующую ИТ-инфраструктуру.
Компания выделяет бюджет на покупку лицензий и необходимое оборудование, разворачивает ПО на собственных серверах. ИТ-служба получает полный контроль над инфраструктурой и доступом к данным, а также берет на себя все задачи по обслуживанию и обновлению решения.
Визуальная схема работы локальной архитектуры
Что получает компания, выбирая On-premises:
- Продукт, который позволяет гибко настроить решение под потребности и задачи компании и интегрировать его с внутренними системами, например с DLP или SIEM.
- Надежную защиту данных. Бизнес определяет, где и как будет хранить информацию, полностью контролирует доступ к данным, что дает большую уверенность в сохранности информации в сравнении с SaaS-решениями.
- Высокую скорость и производительность благодаря оптимизации серверных ресурсов под конкретные задачи и требования бизнеса, в том числе в долгосрочной перспективе.
Плюсы размещения корпоративного ПО на серверах компании
Кому подойдет On-premises-решение
On-premises-решениям чаще отдают предпочтение компании с большим объемом данных или бизнес, которому важен полный контроль над доступом к информации, в том числе по требованиям регулятора.
✅ Крупные компании используют On-premises, чтобы обеспечить высокую производительность и надежность ИТ-инфраструктуры. Также благодаря локальной архитектуре можно интегрировать собственные системы управления.
✅ Финансовые учреждения: банки и сферы страхования выбирают On-premises, чтобы поддерживать высокий уровень конфиденциальности данных и минимизировать возможность кибератак.
✅ Правительственные организации переходят на On-premises, чтобы обеспечить максимальную степень защиты данных и получить физический контроль за серверами.
При выборе между SaaS и On-premises учитывайте стоимость, масштабируемость, безопасность и требования к обслуживанию коммуникационной платформы. SaaS-модель не требует закупки дополнительного оборудования и позволяет быстрее начать работу. On-premises подходит компаниям, которым в первую очередь важна безопасность и кастомизация. В любом случае выбор между решениями всегда зависит от индивидуальных требований бизнеса.
Как выбрать коммуникационные сервисы: 8 главных критериев
Понять, какой формат будет оптимальным для бизнеса, можно по ряду критериев, которые мы рассмотрим на примере российской коммуникационной платформы VK WorkSpace. Она включает корпоративную почту с календарем и адресной книгой, мессенджер, видеоконференции, задачи, облачное хранилище со встроенным редактором документов. Платформа входит в реестр отечественного ПО, а значит, нет угрозы блокировки или ухода с рынка.
Рассмотрим основные критерии, которые помогут сделать выбор между SaaS и On-premises.
➡️ Количество пользователей. Просчитайте, сколько сотрудников будет использовать сервис, и проверьте, есть ли на выбранных площадках лимит по количеству пользователей или объему хранения. Например, в VK WorkSpace таких ограничений нет.
➡️ Затраты при подключении. Просчитайте, сколько вы потратите при выборе облака или размещения на собственном сервере. Например, в SaaS-версии VK WorkSpace компания оплачивает только стоимость лицензии и вносит от 199 рублей в месяц за одного пользователя. При выборе On-premises в затраты, помимо лицензии, нужно добавить необходимое оборудование и оплату услуг ИТ-специалистов.
➡️ Скорость внедрения. Если запустить сервис нужно в короткие сроки, больше подойдет SaaS-версия. Вы сможете пользоваться платформой сразу после подключения. Если для вас приоритетнее хранить данные в контуре компании и вы готовы подождать — присмотритесь к On-premises.
➡️ Тестовый доступ. Узнайте, есть ли у платформ ознакомительный период. Например, при размещении в облаке VK WorkSpace получится подключить бесплатный домен на 30 дней и протестировать сервис. При выборе локального размещения можно активировать доступ к почте через временные лицензии на 90 дней, при этом у вас будет личный менеджер и техподдержка.
➡️ Масштабирование. Посмотрите, можно ли добавить на платформу новых сотрудников и насколько просто это сделать. Например, увеличение числа пользователей в облаке VK WorkSpace происходит моментально. Достаточно отправить запрос в VK и повысить тариф на необходимое количество пользователей.
➡️ Безопасность. Оцените необходимую степень безопасности сервиса. Например, при выборе любого решения в VK WorkSpace компания получает безопасную платформу. В SaaS-версии в почту уже встроены антивирус Касперского, антиспам- и антифишинг-системы. Мессенджер использует симметричный алгоритм шифрования AES, все звонки защищены End-to-end-шифрованием, протоколом TLS и ARTP-каналами при групповых созвонах.
В On-premises клиент получает интеграцию с DLP- и SIEM-системами, которые предотвращают утечку информации. Появляется доступ к просмотру почтовых логов для оценки рисков угрозы слива информации и мгновенная блокировка пользователя, если сотрудник, например, потерял смартфон или ноутбук. Дополнительные сервисы для обеспечения безопасности заказчик выбирает и оплачивает самостоятельно.
➡️ Репликация. Определитесь, насколько вам важна синхронизация данных и отказоустойчивость системы: чем больше копий, тем ниже риск потери данных. Например, все данные в VK WorkSpace синхронизируются в режиме реального времени. В облаке информация хранится в четырех копиях, в On-premises заказчик может самостоятельно выбрать их количество.
➡️ Интеграции. Узнайте, можно ли интегрировать текущие рабочие элементы в новую систему. Например, в любой версии VK WorkSpace компании могут использовать интеграцию с API для автоматизации процессов. В SaaS с помощью API можно интегрировать чат-ботов под различные задачи бизнеса, в On-premises клиенты получают возможность интегрировать мини-приложения в мессенджер — например, для более эффективного онбординга и адаптации сотрудников.
|
Сравнение SaaS- и On-premises-моделей на платформе VK WorkSpace | ||
|
Критерий |
SaaS |
On-premises |
|
Количество пользователей |
Любое |
Любое |
|
Затраты при подключении |
От 199 руб/мес за сотрудника |
Стоимость лицензии + стоимость оборудования + затраты на техническую поддержку и обновления |
|
Скорость внедрения |
Сервис доступен сразу после подключения |
Сервис доступен после закупки оборудования и установки ПО |
|
Тестовый доступ |
30 дней |
Временные лицензии на 90 дней |
|
Масштабирование |
Нет ограничений |
Зависит от инвестиций в расширение аппаратных ресурсов |
|
Безопасность |
Высокая. Встроенные инструменты и возможность интеграции с ИБ заказчика |
Высокая. Встроенные инструменты и возможность интеграции с ИБ заказчика |
|
Отказоустойчивость |
4 копии данных |
Количество копий зависит от архитектуры проекта |
|
Интеграции |
Бот API |
Бот API, мини-приложения, транспортные правила, icap и другие протоколы и механизмы |
|
Возможности администрирования |
Ограниченные |
Широкие, в том числе CLI |
Оставляйте заявку на подключение к платформе VK WorkSpace в форме ниже или на нашем сайте. Сотрудники VK подберут оптимальный тариф и способ размещения, который подходит под задачи вашего бизнеса.
Задайте вопрос экспертам или запросите демо
Оставьте свои контактные данные, и наши эксперты свяжутся с вами в ближайшее время
Почитать по теме


Как создать электронную почту: пошаговая инструкция для новичков
