Согласие на SMS-рассылку: зачем нужно и как получить?

Отправлять сообщения клиентам на смартфон выгодно и эффективно. У SMS высокая открываемость — более 80%. А конкуренция за внимание потребителя ниже, чем в email-маркетинге — в день он получает больше писем, чем сообщений. Длина одного СМС ограничена — не больше 70 знаков. Но это помогает маркетологам передать суть оффера — сообщить о распродаже, реактивировать подписчика или напомнить ему о брошенной корзине. За счет сегментации базы клиентов можно увеличить конверсию и повторные продажи. Собрать макет сообщения поможет сервис рассылок Sendbox от Mail.ru для бизнеса. Можно создать триггерную цепочку писем и настроить взаимодействие с email или Viber. А перед отправлением можно посмотреть, как отображается СМС на экране смартфона.

SMS-маркетинг — хороший инструмент для связи с клиентами. Но он работает только в том случае, если не нарушает закон. Расскажем, что требуется от рассылок и как правильно собирать базу подписчиков.

Что говорит законодательство об SMS-сообщениях

Главное правило — нельзя отправлять письма без получения согласия на рассылку. Поэтому не стоит покупать готовые базы клиентов или парсить контакты людей из свободных источников. Вы получите список потребителей, которые не давали свое согласие. И если большая часть проигнорирует ваши СМС, кто-то может пожаловаться в ФАС (Федеральную антимонопольную службу) или своему мобильному оператору. Ведь вы нарушаете федеральные законы «О рекламе», «О связи» и «О защите персональных данных».

ФАС выпишет штрафы:

  • Юрлицам — от 100 000 до 500 000 рублей.
  • ИП — от 4 000 до 20 000 рублей.
  • Физлицам — от 2000 до 2500 рублей.

Штрафуют не за рассылку, а за каждое нарушение. Если на сообщения пожалуются 10-20 пользователей, можно потерять огромную сумму.

Собираем согласия на получение СМС — три способа

Чтобы не нарваться на санкции ФАС, нужно тщательно формировать базу подписчиков. В нее должны попадать только те клиенты, которые дали свое согласие на рассылку. Его можно получить с помощью трех способов:

  • Договор на бумаге или анкета. Часто в магазинах вас просят заполнить форму для получения карты лояльности. В ней вы оставляете свои данные — ФИО, номер телефона, подпись. В этих формах обязательно нужно поставить галочку, чтобы дать согласие на обработку и хранение персональных данных. Иначе компания не может принять у вас данные. Рядом с этим пунктом помещают чек-бокс на SMS-рассылку. Можно поставить галочку, которая станет согласием на отправку сообщений. А можно и не ставить — это добровольно.
  • По телефону. Во время разговора с клиентом представителю компании нужно узнать ФИО подписчика и зафиксировать номер телефона. Клиент должен сам сказать, что подтверждает согласие на СМС. В качестве гарантии послужит запись телефонного разговора.
  • Форма на сайте. Самый простой и популярный метод получения согласия. Вам нужны все те же контактные данные клиента, а согласием на рассылку будет галочка в чек-боксе или кнопка «Согласен».

Фиксируйте дату получения согласия — на бланке договора или анкеты, в папке с записью телефонного разговора или в электронной форме в CRM. Это требуют федеральные законы.

Согласие на рассылку доказывает, что вы имеете право отправлять подписчику сообщения. Но что, если он неверно указал свое имя или номер телефона? Вместо него рассылку получит другой пользователь, который может пожаловаться на вас в ФАС. Чтобы избежать этого, компании собирают еще и паспортные данные. Клиенты не хотят ими делиться. Если в анкетах для получения дисконтной карты это кажется уместным, то в онлайн-форме на сайте может отпугнуть. Но компании предпочитают получить надежного подписчика, которого точно можно идентифицировать, чем платить случайные штрафы.

Составить договор на бумаге или записать разговор по телефону несложно. А с электронным согласием на SMS часто возникают проблемы. Рассмотрим основные требования к нему.

Как правильно составить электронную форму согласия на СМС-рассылку

Не используйте туманные или неконкретные формулировки — пользователь должен понимать, на что дает согласие. Красивые фразы из Tone of Voice оставьте для оффера, с которого можно начать онлайн-форму. Привлеките внимание подписчика, расскажите, какие сообщения ему будут приходить, пообещайте ему скидку в обмен на подписку. После этого четко пропишите, что пользователь дает согласие на SMS-рассылку. Удобно оформить это в чек-бокс, где пользователю необходимо поставить галочку.

Вам также придется поставить чек-бокс для согласия с политикой сбора, обработкой и хранением данных. Без него вы не имеете права собирать личные данные клиента. Этот чек-бокс должен стоять отдельно от согласия на рассылку — оформите их друг за другом, так чтобы пользователь поставил две галочки. Закон запрещает объединять согласие с политикой сбора, обработкой и хранением данных и согласие на СМС-сообщения. В первом случае можно заранее проставить галочку в чек-боксе, поскольку это обязательный элемент. Но согласие на рассылку дают добровольно, поэтому, когда пользователь открывает онлайн-форму, чек-бокс должен быть пустым.

Попросите клиента указать ФИО полностью и корректно записать номер телефона. Его потребуется подтвердить с помощью кода, который придет подписчику в сообщении. Не ленитесь настраивать двойное подтверждение подписки. Вы избежите неправильных номеров в базе, с которых потом могут прийти жалобы.

Как только подписка будет оформлена, сохраните логи в CRM. В них будет указаны дата оформления согласия и информация о подписчике.

Заключение

Отправляйте SMS и другие сообщения только тем клиентам, которые дали согласие на рассылку. Выполнение этого условия контролируют три федеральных закона, а ФАС может наложить большой штраф в ответ на жалобу подписчика. Его можно получить и случайно — если неправильно составить согласие на рассылку. Внимательно собирайте данные о пользователях, которые дают его. Используйте двойное подтверждение подписки и сохраняйте договоры и записи, подтверждающие, что пользователь согласился получать сообщения. И не забывайте, что у него всегда есть возможность отказаться. Поэтому убирайте клиента из базы после первого же обращения с такой просьбой.

Советы

Встречайте VK WorkSpace!

12 октября 2021
Мероприятия

БОЛЬШАЯ БИЗНЕС-КОНФЕРЕНЦИЯ «Трафик. Продажи. Клиенты»

17 июня 2021
Узнавайте о наших публикациях первыми
Все статьи для бизнеса