Как собрать базу для рассылок

Советы Mail.ru для бизнеса

Качественного продукта и хорошего маркетолога недостаточно для создания эффективной email-рассылки. Без собранной и отредактированной базы подписчиков деньги на email-маркетинг будут потрачены впустую. Если неправильно собирать контакты потенциальных клиентов или купить готовую валидную базу, высоки шансы попасть в спам и столкнуться с массовой отпиской. Любая компания хочет найти клиента и информировать его о новых акциях и предложениях. И чтобы эта цепочка действий заработала и начала приносить прибыль, необходимо собрать базу подписчиков.

Главное правило – нужно получить согласие

Без него вы нарушаете федеральный закон «О рекламе» и можете получить штраф до полумиллиона рублей. К тому же без согласия подписчика почтовый сервис автоматически отправит письмо в папку со спамом. В любом случае, это плохой способ проявления заботы о клиенте. Навязывание услуг и предложений никогда не повышало конверсию, потому что люди не будут даже открывать письма от неизвестных отправителей. У них сложится негативное впечатление от бренда, так что в будущем можно не рассчитывать на их лояльность.

Способы получения базы

Почтовый ящик, имя, пол и возраст клиента можно узнать в офлайне. Для этого нужно приготовить анкету, которую клиент заполнит в магазине или отделе компании, например, при получении скидочной карты. Но более легкие способы собрать базу в онлайне:

  • Подписка на сайте. Ее делают в виде небольшой формы, где указывается название рассылки или возможность получать новости о продукте. Сжатый объем и поле для email – обычные размеры для формы подписки, которые должны привлекать внимание.
  • Акции и бонусы. Подходит для любого бизнеса – пользователь становится подписчиком в обмен на скидку.
  • Pop-up блоки. После посещения страницы появляется всплывающее окно с предложением оформить подписку.
  • Чат. Бот может попросить пользователя указать свой ящик.
  • Заказ. Во время оформления клиент почти всегда оставляет почту, на которую придет информация о заказе. Рядом с полем для указания ящика можно прописать соглашение на получение новостей и скидок. Те, кто поставил или не убрал галочку, попадают в базу.
  • Розыгрыш. Предложение побороться за один или несколько призов, для участия потребуется только подписка.
  • Реклама в соцсетях. Объявления в «ВКонтакте» и Facebook позволяют оформить подписку прямо внутри соцсети.

Форму для подписки можно создать в почтовом сервисе. Например, в Sendbox от Mail.ru для бизнеса. На этой платформе есть удобный конструктор. Для начала работы с ним нужно лишь выбрать форму подписки.

После этого попадаем в редактор, где настраиваем ее под собственный бренд. Если нет собственных идей, можно посмотреть, как выглядят формы у конкурентов, или заглянуть в шаблоны сервиса.

Эффективность формы подписки не только в ее дизайне. Нужно прописать условия показа. Например, указать момент появления для pop-up – при скролле или по первому клику. Для пользователей, которые закрыли форму, можно настроить повторный показ через несколько дней.

В конце нужно указать домен, где будет появляться форма подписки. После вы получите код, который необходимо встроить в сайт.

Что такое double opt-in и для чего он нужен?

Это опция двойного подтверждения подписки на рассылку. Клиент может указать свой ящик только для получения скидки или не заметить, что не убрал галочку при оформлении заказа. Тогда он удивится появлению рекламного письма и может сразу же отправить его в спам или оформить отписку. Такой клиент портит эффективность базы.

С double opt-in у маркетологов есть хорошие шансы избежать случайных людей и получить надежного подписчика. После заполнения формы подписки на указанную почту приходит автоматическое письмо с просьбой подтвердить свое согласие. Те, кто ничего не сделают, в ближайшее время должны быть удалены из базы. Иначе компания просто потратит время и ресурсы на незаинтересованного клиента.

Возможность отписки – тоже забота о клиенте

Хотя без этого почтовые сервисы будут блокировать рассылку и отправлять письма в спам. В отписке есть и плюсы. Клиент оценит, что компания не будет навязывать свои товары или услуги, когда он этого не хочет. Если с отпиской появятся проблемы, клиент скорее разозлится на бренд, запомнит это и в будущем точно не вернется. А если он просто отпишется, есть шанс на лояльность.

Форму отписки можно сделать полезной для бренда. В редакторе сервиса Sendbox есть возможность добавить небольшой опрос о причинах отказа от подписки. Эта информация понадобится для анализа эффективности ваших рассылок.

Как нельзя собирать подписчиков?

Мы уже писали о том, что покупка базы, существенно снизит показатели эффективности рассылки. А если в ответ прилетит много жалоб, можно получить крупный штраф. Также запрещено собирать подписчиков из открытых источников – это соцсети, сайты с вакансиями и форумы.

Соответственно под запретом и парсеры. Это такие программы, которые автоматически просматривают открытые источники и собирают почтовые ящики зарегистрированных пользователей. В итоге, формируется база из нецелевой аудитории, а это всегда приводит к массовым отпискам. И к штрафу – ведь в этом случае не было получено согласие подписчиков.

Все эти методы сбора базы отразятся на ее качестве. Узнать об этом можно лишь после того, как деньги на первые рассылки уже потрачены. Большое количество недействительных ящиков и случайных людей, которые не хотят получать письма от вас, понизят эффективность маркетинговой кампании.

Что говорит закон об электронной рассылке?

Речь о федеральном законе «О рекламе». В нем указаны несколько требований к email-рассылкам. О главном пункте мы уже рассказали – без согласия подписчика нельзя отправлять ему письма.

Но пользователь может обратиться в ФАС с жалобой на вас, даже когда не заметил, что дал согласие на рассылку. Для того, чтобы избежать таких случаев, стоит четко прописать цель получения email клиента в пользовательском соглашение на сайте компании. Double opt-in и форма отписки также помогут избежать проблем с подписчиками.

Следим за порядком в базе

Сбор базы – непрерывный процесс. Следует автоматизировать добавление новых адресов, чтобы они попадали в рассылки. К тому же необходимо следить за чистотой базы. После проведения кампании или каждые три месяца необходимо смотреть статистику рассылок и убирать из базы недействительные контакты или адреса тех людей, которые ни разу не открыли письмо.