21 августа 2020 года состоялась онлайн-конференция, посвященная вопросам, которые обсуждаются в HR-отделах современных высокотехнологичных компаний. Организатор и ведущий конференции — Мария Тихомирова (Mail.ru для бизнеса) предложила поговорить о новом понимании устоявшегося термина «рабочее место сотрудника». При поддержке модератора конференции — Дмитрия Астапова (HR бизнес-партнер Mail.ru) — представители российских компаний обсудили перспективы внедрения новых корпоративных коммуникаций и связанные с этим процессом проблемы с мотивацией, рабочим временем и пространством.
К дискуссии присоединились:
- Юлия Мошкина (Мегафон);
- Ольга Ершова (ГалоПолимер);
- Анна Баклакова (Группа «ГАЗ»);
- Николай Петелин (Восточный банк);
- Ксения Иванова (Gett);
- Екатерина Котова и Екатерина Мельникова (HAYS).
Кроме приглашенных спикеров свое мнение о закулисье высокотехнологичных компаний могли высказать все онлайн-участники, подключившиеся к конференции. Вопросы принимались в чате трансляции. С обсуждением вопросов зрителей дискуссия продлилась около четырех часов, превратившись в самую интересную HR/IT конференцию 2020 года.
Юлия Мошкина: легализация современных средств коммуникаций
Первым спикером конференции стала Юлия Мошкина — представитель ПАО «МегаФон». Как руководитель трудовой практики с пятилетним опытом она отметила, что современные средства коммуникаций можно использовать для:
- собеседования соискателей рабочего места;
- постановки задач сотрудникам и сдачи отчетности;
- проведения инструктажей, в том числе и по охране труда;
- организации удаленного обучения сотрудников;
- консультирования клиентов.
Для этого можно применять бесплатные мессенджеры (обмен голосовыми и текстовыми сообщениями), программы для видеозвонков (очное общение и демонстрация экрана), планировщики задач (контроль сроков выполнения и учет выданных заданий). Однако при внедрении этих инструментов работодатель может столкнуться с проблемой легитимности новых технологий корпоративных коммуникаций. Для преодоления этой проблемы Юлия Мошкина предлагает использовать договор о дистанционной работе, завизированный с помощью электронно-цифровых подписей.
В конце выступления спикер от «Мегафон» рассмотрела кейс некорректного увольнения проблемного сотрудника в удаленном режиме. Руководитель трудовой практики «Мегафон» указала на необходимости формирования комиссии по увольнению, рассказала о требовании письменных объяснений от сотрудника, предложила схему озвучивания акта и приказа на увольнение по видеосвязи. По мнению Юлии Мошкиной препятствием к увольнению злостного нарушителя трудовой дисциплины не может быть даже карантин, ведь методики удаленной работы можно использовать и для решения не только деловых, но и административно-правовых вопросов.
Ольга Ершова: полное погружение в DIGITAL
Представитель АО «ГалоПолимер» начала свой доклад с отчета о проделанной работе. Крупнейшее предприятие химической промышленности России и ТОП-4 в общемировом списке производителей фторполимеров озаботилось разработкой стратегии цифровизации еще в 2019 году. Поэтому в ближайших планах «ГалоПолимер» предусмотрено полное погружение в DIGITAL-технологии.
Первой попыткой глубокого внедрения IT-технологий в сферу ответственности HR-специалистов стала онлайн-аттестация руководителей производственных площадок холдинга, проведенная в ноябре 2019 года. Этот опыт планируют повторить и в 2020, задействовав собственный сервис — «Оценка 360».
На аттестации персонала возможности цифровой платформы «ГалоПолимер» не заканчиваются. С ее помощью можно формировать и передавать знания, вдохнув новую жизнь в систему наставничества. Пользователям платформы доступны профильные и общеобразовательные курсы, видеолекции, платформы для тестирования уровня знаний.
Глубокое внедрение DIGITAL-платформы в систему подготовки и переподготовки кадров в ближайшем будущем позволит подбирать соискателей на самые разные должности, отслеживать перспективных и мотивированных сотрудников, управлять результативностью и карьерой персонала.
В 2020 году АО «ГалоПолимер» внедряет следующие компоненты DIGITAL-платформы:
- систему подбора персонала Talent Q;
- платформу 360 (с);
- базу знаний Eduson.
На основе этих компонентов были разработаны кейсы по улучшению качества продукции. В ближайших планах на 2021 год предусмотрено создание кейса по обучению персонала на VR-тренажерах, внедрению виртуальных переговорных комнат, использованию AR/VR в проектировании.
Анна Баклакова: массовое применение личных кабинетов сотрудников
Представитель Группы «ГАЗ» — Анна Баклакова — посвятила свой доклад первой в России системе массовой цифровизации процессов коммуникации с персоналом. С первого квартала 2019 года сотрудники Группы «ГАЗ» получили в свое распоряжение информационные киоски, связанные с личными профилями рабочих и служащих.
С помощью такого киоска можно:
- получить до 16 консультаций и справок от HR-отдела;
- записать к врачу заводской поликлиники;
- посмотреть вакансии;
- обратиться с вопросами и предложениями в различные службы предприятия;
- подать заявки на детский отдых, вакцинацию и другие социальные мероприятия;
- получить около 14 справок из бухгалтерии.
В перспективе планируется размещение информации об оценке сотрудников, их образовании и обучении.
Кейс ООО «ГАЗ» интересен массовостью внедрения цифровых коммуникаций. Личные профили заведены на 20 тысяч сотрудников, а информационные киоски установлены на 25 предприятиях холдинга. По данным службы внутреннего мониторинга информированность персонала существенно повысилась, кроме того, массовое применение личных кабинетов сократило загруженность служб холдинга, переведенных в цифровой режим работы. В 2020 году систему цифровизации процессов коммуникации с персоналом планируют распространить на все предприятия Группы «ГАЗ».
Николай Петелин: нужен ли HR-бизнесу
Руководитель направления «Малый и средний бизнес» Николай Петелин предложил слушателям уникальный кейс, посвященным новым технологиям найма сотрудников и дальнейшей коммуникации с персоналом. По мнению Николая роль HR в бизнес-процессах компании нуждается в немедленной корректировке. Ведь большинство привычных функций можно доверить онлайн-платформам и системам искусственного интеллекта. Они могут выдавать справки по запросу сотрудников, формировать отчеты и давать рекомендации по управлению персоналом.
Что же в таких условиях должен делать HR-специалист? По мнению Николая Петелина современный HR должен заниматься состоянием персонала, контролируя вовлеченность, эмоциональный отклик и усталость сотрудников. Новому HR придется стать «градусником» социального напряжение в коллективе, предупреждая “заносы” руководства и персонала.
Если следовать этой логике, HR обязан отказаться от формального подхода к рассмотрению кандидатуры соискателя, перейдя от изучения резюме к оценке «адекватности» конкретного человека. Только так мы можем не пропустить очередного “Ломоносова”, способного поднять бизнес работодателя. Причем при найме не нужно бояться специалистов из других сфер деятельности.
Ксения Иванова: управление рабочим пространством и временем в условиях пандемии
Как руководитель направления ИТ подбора Gett Ксения Иванова предложила слушателям уникальный кейс по управлению персоналом в условиях пандемии. Сервис такси Gett выстроил собственную схему работы с удаленными сотрудниками/пользователями.
На момент конференции сервис Gett расширился до полноценной SaaS-платформы, примерив на себя роль глобального агрегатора транспортных услуг, ориентированного на сегмент бизнеса (корпоративные такси). Это расширение потребовало постоянного притока высококвалифицированных IT-специалистов — работников с особыми запросами и потребностями.
Для привлечения «своих» сотрудников представители HR-службы компании оценивали соискателей не только по техническим параметрам, но и сквозь призму совместимости с корпоративными ценностями Gett. Они предполагали живое общение и коллективное преодоление возникающих технологических затруднений. Поэтому переход на дистанционную форму работы стал большим испытанием для IT-отдела компании.
Чтобы справится с этим испытанием, администрации сервиса пришлось внедрить собственную систему управления рабочим пространством и временем — Gett Flexi. Она облегчила процесс переноса рабочего места из офиса на дом. В дальнейшем эта система позволила отказаться от офиса в пользу коворкинга или удаленной работы. С помощью Gett Flexi сотрудник сервиса мог работать из дома, из офиса, из коворкинг-центра, оставаясь на связи со своими коллегами. После нескольких месяцев существования Gett Flexi компания отказалась от аренды большого офиса, сократив существенную статью расходов.
Екатерина Котова и Екатерина Мельникова: аналитическое исследование на тему «IT-технологии в сфере HR»
Представители международной рекрутинговой компании Hays озвучили насыщенный цифрами и аналитическими выкладками доклад, касающийся темы внедрения в HR-сферу современных IT-технологий.
В докладе прозвучали следующие данные:
- 21% респондентов не планирую внедрения в HR сферу IT технологий;
- 15% респондентов стремятся внедрить автоматические системы слежки за лояльностью сотрудников;
- 7% участников опроса высказали желания разработать самостоятельную систему автоматизации управления персоналом;
- 16% запланировали разработку такой системы или внедрение готовых технологий;
- 6% опасается последствий утечки конфиденциальных данных;
- 21% внедрил технологию геймификации в процессы обучения и развития персонала;
- 45% респондентов высказалась в положительном ключе о перспективах геймификации практики внедрения корпоративных ценностей.
В опросе приняли участие российские и зарубежные компании. По мнению респондентов, острая необходимость внедрения автоматизации процессов управления персоналом связана со сложностью кадрового учета, необходимости актуализации учета рабочего времени, возможностью внедрения автоматической аналитики.
На данный момент 82% респондентов используют для автоматизации рабочих процессов HR-служб привычный многим Excel. Еще 25% перешли с цифровых табличек на более сложные и функциональные программные комплексы — Trello, Oce 365, Microsoft OneNote, Google Диск, Мегаплан.
Итоги конференции
Спикеры организованного подразделением «Mail.ru для бизнеса» онлайн-мероприятия показали слушателям интересную и местами захватывающую картину трансформации современной HR-службы. Причем на многих российских предприятиях эта трансформация началась еще в 2018-2019 году. А незабываемый 2020 год подарил нам совершенно новые условия, открывшие дорогу для невиданных ранее технологий коммуникации и управления персоналом. И если вы не можете разрабатывать собственные DIGITAL-платформы как «ГалоПолимер» и Группа «ГАЗ», мы готовы предложить к вашим услугам надежные инструменты для цифровизации бизнес-процессов от Mail.ru — мессенджер Myteam, корпоративную почту Mail.ru и файловое хранилище Teambox.