Импортозамещение ПО: с какими препятствиями приходится сталкиваться разработчикам и потребителям

Коронакризис обострил проблемы с коммуникацией и повысил популярность мессенджеров, обеспечивающих совместную работу сотрудников на любых устройствах. Теперь нам нужны продукты, позволяющие работать из любой локации. Но у Skype, WhatsApp, Facebook Messenger, Viber, Telegram есть существенный недостаток — ПО контролируется иностранными компаниями, которые не могут гарантировать безопасный доступ к мессенджеру для граждан Российской Федерации. Среди отечественных решений есть достойные аналоги, которые, как оказалось, могут полноценно заменить зарубежные приложения.

Импортозамещение ближе, чем кажется

Необходимость импортозамещения программного обеспечения обозначилась во время обмена санкциями в 2014-2015 годах. Официальная поддержка этого тренда со стороны российских властей была озвучена в поручении Президента Пр-1180 от 02.07.2019 года. Это поручение обязывало Правительство РФ разработать требования к ПО и порядок перехода на отечественные программы.

Дедлайном перехода был обозначен январь 2022 года — к этой дате объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) должно обслуживать преимущественно российское ПО. При этом импортозамещение возможно только с использованием ПО, зарегистрированного в Едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных Минкомсвязи РФ.

Но готовы ли к такому развороту приоритетов отечественные разработчики и потребители их продукции? Ведь процесс импортозамещения реализуют не приказы Минкомсвязи и постановления Правительства РФ. Это должны сделать российские ИТ-компании, представители которых говорят о целой череде вызовов на пути внедрения отечественных аналогов популярного зарубежного ПО.

Какие вызовы ждут производителей отечественного ПО?

Участники рынка разработки программного обеспечения отмечают следующие подводные камни при разработке и поставке отечественного продукта:

  • Необходимость регистрации в реестре Минкомсвязи — некоторых разработчиков отпугивает бюрократия этого процесса и все, что с ней связано.
  • Консерватизм пользователей — большинство потребителей привыкли к пользовательскому опыту популярного зарубежного ПО. Они не хотят видеть другой интерфейс.
  • Серьезные затраты на поддержку и развитие продуктов — такие деньги есть не у каждого разработчика.
  • Необходимость функционирования продукта в режиме высокой нагрузки — далеко не все компании имеют опыт работы и проектирования высоконагруженных систем, аудитория которых измеряется миллионами.

У заказчиков — свои требования

Компании-потребители ПО с большой осторожностью подходят к вопросу замены ключевых компонентов корпоративной инфраструктуры. Такие изменения для крупных компаний, как правило, сопряжены с рядом сложностей:

  • Необходимость инвестиций в переобучение сотрудников.
  • Необходимость затрат на изменение ИТ-ландшафта компании, так как решения из реестра Минкосвязи совместимы только с определенным списком операционных систем и серверных архитектур.
  • Невозможность влиять на развитие продукта и его соответствие внутренним требованиям и бизнес-процессам компании-заказчика.
  • Отсутствие оперативной техподдержки, оптимального SLA продуктов и высокого уровня доступности и отказоустойчивости импортозамещающих продуктов.

Что предлагает платформа «Mail.ru для бизнеса»

Несмотря на перечисленные вызовы, отечественные компании готовы вкладываться в создание качественного ПО для замены зарубежных аналогов, в том числе для бизнес-коммуникаций.

На замену зарубежного ПО Exchange, Outlook, Skype for Business, Teams «Mail.ru для бизнеса» предлагает свои продукты:

Почта и Мессенджер уже доступны в Реестре отечественного ПО.

Решения для корпоративных коммуникаций Mail.ru для бизнеса основаны на популярнейших b2c-продуктах Mail.ru, которыми уже пользуются миллионы пользователей России и СНГ.

Согласно исследованию Mediascope Web Index от мая 2019 года, сервисы, разрабатываемые Mail.ru Group, покрывают 95% пользователей Рунета. А Почтой Mail.ru пользуются 57% аудитории Рунета.

Это фактически означает, что каждый второй пользователь в России имеет опыт работы с интерфейсами Mail.ru, то есть обучать сотрудников при переходе на корпоративные продукты Mail.ru компаниям не придется.

Архитектурное проектирование сервисов для корпоративных коммуникаций учитывает многолетние наработки по обеспечению отказоустойчивости и доступности продуктов Mail.ru, а следовательно соответствует самым высоким уровням сервиса (SLA).

Отдельное внимание мы уделяем вопросам информационной безопасности. Коммуникационные продукты Mail.ru входят в программу Bug Bounty hackerone. За каждую найденную уязвимость мы выплачиваем сторонним исследователям до $35 000. Это, в свою очередь, заставляет нас закрывать уязвимости максимально быстро.

Заявки в поддержку Mail.ru для бизнеса принимаются круглосуточно как онлайн, так и по телефону.

При этом концепция коммуникационных продуктов Mail.ru для бизнеса – это не просто коробочное ПО, а сервис, масштабируемый под задачи каждого конкретного клиента.

Если вопрос импортозамещения коммуникационного и офисного ПО актуален для вашей компании, оставьте нам заявку и мы с вами свяжемся в течение 24 часов.