Почему бизнесу лучше платить, чем не платить за ПО

5 мин.

Руководитель платформы «Mail.ru для бизнеса» Иван Бойцов размышляет, почему компаниям не стоит экономить на IT-решениях.

Если есть бесплатная версия – зачем платить больше?

Такой вопрос часто возникает у компаний, которые выбирают онлайн-сервисы для бизнеса. В этой колонке я решил рассказать о принципиальных отличиях платных и бесплатных версий, когда и в каком случае можно пользоваться бесплатными сервисами и о том, на какой стадии развития бизнеса наступает необходимость все-таки платить за софт.

Сразу скажу, что бесплатные сервисы от крупных компаний, IT-гигантов, которые дорожат своим именем – это прекрасная возможность экономить на стартовых позициях развития бизнеса. Используя такие сервисы, можно работать очень долго и плодотворно. Но с развитием бизнеса рано или поздно наступает момент, когда требуются новые масштабы IT-решений. Бесплатные хороши на первое время, когда вы еще не уверены, что готовы плотно заниматься этим делом: пока вы стоите на берегу, пробуете воду ногой и думаете, нырять ли в это море. Но рассчитывать на них всерьез и надолго, если вы строите бизнес, а не играете в предпринимателя, точно не стоит. И вот почему.

Для рисковых парней

Например, если вы сделали сайт магазина смартфонов с помощью бесплатного конструктора, а он упал или в него оказался встроен вредоносный код, наивно рассчитывать на помощь специалистов техподдержки (если она вообще предусмотрена). Вот типичная цитата из пользовательского соглашения бесплатного сервиса по конструированию сайтов: 

«Лицензиат не несет ответственность за бесперебойную работу Сервиса, потерю материалов или за причинение любых убытков, которые возникли или могут возникнуть в связи с или при использовании Сервисом;

Лицензиат не несет ответственности, связанной с любым искажением, изменением, оптической иллюзией изображений, фото- видео- и иных материалов Пользователя, которое может произойти или производится при пользовании Сервиса, даже если это вызовет насмешки, скандал, осуждение или пренебрежение;

Лицензиат не несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств вследствие сбоев в телекоммуникационных и энергетических сетях, действий вредоносных программ, а также недобросовестных действий третьих лиц.»

Справедливости ради замечу, что бесплатные сервисы крупных компаний, таких как Mail.ru не будут игнорировать пользователей – для них уже важна репутация. Но бесплатные сервисы от «ноунеймов» по уровню ответственности и качеству поддержки всегда будут проигрывать платному.

Еще один подводный камень, на который есть риск натолкнуться – неподконтрольность. Например, сайт, созданный посредством бесплатного конструктора, по большому счету вам не принадлежит. Это значит, что в один совсем не прекрасный день вы можете зайти на свой ресурс и не узнать его, потому что разработчик конструктора изменил шаблон и плагины по своему усмотрению.

Также прекрасно иллюстрируют тезис «Бесплатно – не значит выгодно» CRM-системы. Просто подумайте о том, что в CRM хранятся данные ваших клиентов. И если из-за недобросовестности поставщика они будут скомпрометированы, все бремя вины ляжет на вас.

Наконец, для компаний, которые хотят сделать сайт инструментом продаж, ресурс, сделанный на бесплатном конструкторе, попросту бесполезен, потому что не выполняет эту функцию. Бесплатно конструкторы предлагают только домен третьего уровня, а такие сайты плохо индексируются поисковиками. Так что о вас просто не узнают.

Все это влечет серьезные репутационные и финансовые риски, которые явно не пойдут на пользу бизнесу: в конечном счете такой выбор даже может привести к краху – и я сейчас нисколько не преувеличиваю. С юридической точки зрения типичный бесплатный сервис ничего вам не будет должен в случае простоя или возникновения других проблем. Вспомним то же пользовательское соглашение, которое я приводил чуть выше: строки «Лицензиат не несет ответственность за причинение любых убытков, которые возникли или могут возникнуть в связи с или при использовании Сервисом» – именно об этом.

Чистенько, но бедненько

Но, допустим, вы любите острые ощущения и готовы рискнуть. Тогда давайте поговорим о функциональности. «Бесплатный сыр» часто оказывается так себе на вкус.

И вот вы обнаруживаете, что на сайте можно сделать только определенное количество страниц (а вам надо больше), а бесплатная CRM-система не интегрируется с Microsoft Office. Еще один вариант развития событий – вы теряете клиентов, потому что их отпугивает сайт с дизайном родом из девяностых. Что делать, куда бежать?

Если повезет и у используемого вами решения окажется платная версия, можно перейти на нее. А если нет, у меня для вас плохие новости: придется делать все заново, с нуля. Думаете, я сгущаю краски? Вовсе нет. Потому что перенести сайт, созданный при помощи конструктора, на новый домен часто не представляется возможным, а миграция данных из одной CRM-системы в другую – та еще головная боль. А иногда это оборачивается еще и финансовыми издержками, потому что оказывается, что без помощи специально обученного человека не обойтись.

Для солидных господ

Платные сервисы – это совсем другой уровень функциональности, безопасности и комфорта. Во-первых, у вас будут заключенные договоры, и поставщики услуг будут нести ответственность за их качество, а также за конфиденциальность данных.

Во-вторых, вы получите доступ к гораздо более широкой функциональности. В случае с конструктором сайтов, например, сможете использовать гораздо больше возможностей, например, инструменты для дизайна или редактор кода. А в платной версии Почты для домена от Mail.ru есть возможность брендировать интерфейс почтовых ящиков, которой лишены пользователи бесплатной.

В-третьих, в пакет услуг часто входит приоритетная техническая поддержка. Специалисты быстрее помогут вам решить возникшие проблемы, и они не скажутся на бизнесе.

Когда нет денег

Если вы еще не готовы перейти на платные сервисы, во избежание описанных выше проблем к выбору бесплатных нужно отнестись крайне серьезно.

Вас должно насторожить, если у сервиса есть только бесплатная версия и нет очевидных способов монетизации, потому что в этом случае непонятно, на чем он зарабатывает. Ведь на чем-то он точно зарабатывает. Уж не на продаже ли ваших данных?

Оптимальный вариант бесплатное решение крупного известного бренда с возможностью впоследствии перейти на платную версию. Здесь на первых этапах гарантией безопасности для вас становится репутация компании. Да, если коллапс случится, вам вряд ли станут возмещать ущерб, но большой бизнес имеет достаточно ресурсов и опыта, чтобы не допустить глобального фиаско.

В этом случае при необходимости вы сможете без проблем получить доступ к новым возможностям, а если вам будет достаточно функциональности бесплатной версии – пользоваться ею долго и счастливо без риска оказаться в черном списке у потенциальных клиентов.

Например, мы в рамках «Почты для домена» предлагаем именно такой вариант: бесплатная базовая версия, в которой есть функции первой необходимости – чтобы пощупать и решить, подходит ли вам этот вариант; и платная версия, на которую можно плавно перейти, когда базовая перестанет удовлетворять потребности бизнеса. 

Аналогично, в сервисах для маркетинга есть триальные тарифы, которых достаточно, чтобы провести «пробный запуск», оценить возможности и удобство управления. Так, в сервисе для проведения онлайн-опросов Askbox можно бесплатно создать 1 опрос на 100 ответов, а в сервисе рассылок Sendbox – бесплатно отправить до 50 писем.

Пользоваться бесплатными сервисами – нормальное решение на самом первом этапе, когда ваш бизнес только начинается. Ставки еще низкие, а на счету каждая копейка. Но на определенном этапе развития бизнеса все-таки придется задуматься над переходом на платное ПО. Поэтому рекомендую еще на старте наметить план действий и выбрать авторитетные сервисы, у которых есть и бесплатный, и платный вариант. Как только вы выйдете на этап «есть что терять» — сможете перейти на полноценную платную версию. И одним источником рисков у вас точно станет меньше.