Корпоративный мессенджер – окно для доступа к корпоративным информационным системам

Цифровизация сегодня – не просто тренд, а закономерная трансформация бизнеса, без которой невозможно удерживать лидерские позиции. Выбор и внедрение соответствующих решений – важная задача для компаний во всех отраслях экономики, включая промышленность. Для ее решения руководителям необходимо получить достаточно экспертной информации.

16 июля 2020 года представители Mail.ru для бизнеса Алексей Печенин и Михаил Чижиков приняли участие в конференции «ИТ в промышленности 2020», организованной TAdviser. В своем докладе они рассказали о роли и особенностях сервисов для корпоративных коммуникаций в организациях. 

Пара слов о Mail.ru для бизнеса

Как справедливо отметил директор по работе с клиентами Алексей Печенин, сам бренд Mail.ru не нуждается в представлении, но многие знают о нем, как о почте. Однако в портфеле компании более 100 продуктов и сервисов. Наиболее известные проекты:

  • Delivery Club;
  • CityMobil;
  • социальные сети «Одноклассники» и «ВКонтакте».

Заслуживают внимания игровое и образовательное направление, где Mail.ru сотрудничает с ведущими вузами страны.

Компания существует на рынке 20 лет, в ней работают более 6000 человек. За эти годы накопился внушительный технологический опыт и опыт работы с пользовательскими интерфейсами, что удалось выделить целое направление решений для корпоративного сегмента. В разработки вкладываются все технологические инновации, технологическая экспертиза и умение работать с интерфейсами.

Корпоративный мессенджер Myteam от Mail.ru

Алексей Печенин подчеркнул стремление компании выйти за рамки привычного понимания мессенджера и затронуть расширенные сценарии. Корпоративный мессенджер входит в состав пакета корпоративных коммуникаций и представлен в двух моделях.

Первая – это SaaS: пользователи подключаются к нему как к серверу, а программное обеспечение базируется на серверах Mail.ru. Вторая модель – On-Premises: это отдельное направление, которое сейчас очень активно развивается. В его рамках клиенту выдаются дистрибутивы почты, мессенджера и хранилища файлов, и он может развернуть их на своих серверах, в своих центрах обработки данных.

Корпоративный мессенджер все привыкли использовать для переписок, растет его привлекательность для звонков. Но Mail.ru для бизнеса представляет дополнительные сценарии использования.

Направления использования корпоративного мессенджера

Наиболее простой сценарий, по мнению Алексея Печенина – это информационные каналы. Главная сложность общения через почту состоит в том, что люди не всегда читают ее оперативно. Сообщения в мессенджерах, напротив, все привыкли открывать своевременно, поэтому таким путем можно информировать людей о каких-либо событиях.

Общие чаты – не менее важный аспект. К беседам все уже привыкли в обычной жизни и чаще переносят такую модель общения в корпоративную среду. Многие рабочие вопросы в мессенджере можно обсудить быстрее, чем мы привыкли делать это в почтовых сервисах.

Самым интересным сценарием спикер Mail.ru называет тот, когда мессенджер становится окном в корпоративные информационные системы. Помогают в этом технологии чат-ботов, цифровых ассистентов.

У каждой корпоративной системы есть специфические пользователи. Например, для управления взаимоотношениями с поставщиками есть класс систем CRM. Сотрудники службы закупки должны работать в ней постоянно. Но нельзя игнорировать потребности и всех остальных, которым достаточно отслеживать статус своих заявок.

Для того, чтобы компании не тратили ресурсы и деньги на обучение коллектива работе с новыми системами с незнакомыми интерфейсами, можно использовать мессенджер.

На практике это выглядит так:

  • сотрудник пишет запрос в чат-бот;
  • чат-бот его уточняет и понимает;
  • back-end отправляет запрос во внутреннюю корпоративную систему и возвращает его в мессенджер.

Таким образом человек получает ответ на свой вопрос прямо в мессенджере. Это удобно и для сценариев, связанных с HR-системами: формирования зарплатного листа или справки 2-НДФЛ, подсчета дней, оставшихся до отпуска, поиска документов.

Отличия корпоративного мессенджера Myteam от других продуктов

Алексей Печенин представил ряд специфических особенностей Myteam, выделяющих его на фоне схожих корпоративных мессенджеров:

  • Простой и понятный интерфейс, основанный на B2C-интерфейсах, которые активно развивает компания Mail.ru. Он адаптирован для десктопа и мобильных устройств, имеет веб-версию и комфортный мобильный вариант.
  • Встроенные групповые аудио- и видео звонки. Этот функционал постоянно расширяется и сейчас позволяет собирать до 100 человек.
  • Интеграция с корпоративным справочником сотрудников, что дает возможность пользователям быстро искать коллег. 

Упомянутая интеграция удобна тем, что сотруднику для связи с коллегами не нужно искать номера телефонов, вносить их в адресную книгу, писать в разные мессенджеры. Достаточно набрать фамилию – и из корпоративного справочника подгружается список доступных контактов.

Новый сотрудник автоматически добавляется в список тех, кому можно писать в мессенджере. Сотрудник, которого уволили, из этого списка автоматически удаляется, и у него пропадает доступ к корпоративной информации.

Мессенджер лицензируется по количеству пользователей. В зависимости от объема, реализуется индивидуальный подход к расчету стоимости. 

Технологические различия между корпоративным и публичными мессенджерами

Myteam отличается не только функционалом, но и архитектурой. Особого внимания заслуживают:

  • Мультидоменность. У больших компаний часто бывает несколько доменов, и Myteam это учитывает.
  • Интеграция с системами информационной безопасности. Это может быть DLP или антивирусы. Есть возможность работать как с Rest API, так и со специализированными протоколами, например, ICMP. Обычные мессенджеры такой возможности не дают.
  • Гибкая конфигурация системы. Это отдельный большой раздел, который позволяет клиенту легко настраивать мессенджер под себя. Это стало возможно, потому что теперь доступна интеграция с Active Directory, Open Dub, Free API и другими системами.
  • Расширенные возможности связи. Популярный сегодня вариант – видеоконференцсвязь. Публичные мессенджеры не дают такой широкой возможности, в отличие от корпоративных. В Myteam реализованы звонки до 100 человек с возможностью шеринга экрана.
  • Bot API, который сейчас активно используется для интеграции.
  • Зона DMZ – демилитаризованная зона, которая находится в периметре заказчика. Она контролируется не только файерволами, но и другими сервисами. Есть файервол, который отделяет мессенджер от интернета, поэтому его инсталляция очень безопасна. 

Что касается среды разработки, то имеются библиотеки для JavaScript и Python. Если разрабатывается бот на других языках, то используются просто url, которые описаны в документации.

Как проводится пилот Myteam

Среди этапов выхода на сделку с клиентом особого внимания, с точки зрения Михаила Чижикова, заслуживает проведение пилота. Здесь возможны два варианта. Первый – On-Premises инсталляция. Это значит, что клиенту передается дистрибутив с подробной четкой инструкцией, как установить ПО и какие требуются ресурсы.

Второй вариант – это SaaS, то есть предоставляется демо-стенд. Это абсолютная аналогия Myteam в периметре клиента, но установленная на оборудовании Mail.ru, благодаря чему можно посмотреть функционал удаленно. Это позволяет провести пилот намного быстрее.

Пилот может выдержать до 5000 пользователей, активно использующих Myteam.

Как чат-боты корпоративного мессенджера интегрируются в системы управления

Михаил Чижиков подчеркнул, что Mail.ru накопила экспертные данные по чат-ботам, которые переложили в документацию. Существует открытый Bot-API, которым можно пользоваться, опираясь на мануал, выложенный в открытый доступ. Многие клиенты сейчас используют именно такой вариант. 

Внутри самой Mail.ru Group есть уже созданные боты, которые решают бизнес-задачи, оптимизируют работу компании. Поэтому клиенты из сегмента Enterprise B2B обращаются, в том числе, и за помощью в разработке ботов под их системы. Но чаще всего пользователи создают ботов сами под руководством консультантов.

Способы интеграции, по мнению Михаила Чижикова, зависят от системы, в которую необходимо интегрировать бота. Если у системы есть API, стоит ориентироваться на функционал, который предоставляется с той стороны.

Сам бот – это промежуточное звено между мессенджером и целевой системой. Поэтому функционал его – довольно широкий. Вопрос – в том, предоставляют ли необходимые API-коннекторы со стороны целевой системы. Если они имеются, то функционал практически не ограничен. Бот может пересылать сообщения, работать с файлами.

Алексей Печенин добавил, что в портфеле Mail.ru Group есть решение, которое называется «Цифровой ассистент». У него, помимо back-end, который умеет интеллектуально обрабатывать сообщения, есть еще и коннекторы к SAP-системам. Для компаний, у которых главной корпоративной системой является SAP, есть готовое решение, которое помогает сделать это быстрее.

Участие в профильных конференциях позволяет убедиться в том, что российский B2B-сектор действительно заинтересован в цифровизации. Компании ищут доступные и эффективные технологии и сервисы, позволяющие построить продуктивную коммуникацию между сотрудниками и автоматизировать часть рабочих процессов. Mail.ru для бизнеса вовремя распознала и откликнулась на этот запрос. В результате появилось решение, во многом отвечающее потребностям большинства современных технологичных компаний.

Бизнес

Как собрать базу для рассылок

23 сентября 2020
Советы

Простые способы монетизировать свой блог

17 сентября 2020
Узнавайте о наших публикациях первыми
Все статьи для бизнеса